
Благоустройство и озеленение населенных мест – это комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах. В градостроительстве благоустройство и озеленение является составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке населенных мест. Оно имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду.
Объектами благоустройства являются различные типы открытых пространств и их окружения: парки, сады, скверы, набережные, площади, улицы (в т.ч. пешеходные дорожки), дворы, и др.; внешний вид фасадов зданий и сооружений (в т.ч. временных); временные сооружения и их комплексы – торговые киоски, павильоны, стационарные лотки, мини-рынки, летние кафе, автостоянки, гаражные боксы, отдельно стоящие объекты наружной рекламы и др.
При этом предполагается, что при благоустройстве создаются большей частью общественные блага, которые характеризуются неделимостью. В частности, к таковым относят:
– уборка мусора, его утилизация;
– озеленение территорий;
– освещение улиц;
– благоустройство, ремонт тротуаров и дорог.
Благоустройство местности представляет собой целый комплекс мероприятий, основная цель выполнения которых - это повышение качества жизни людей и обеспечение порядка. Все работы проводятся для того, чтобы территория поддерживалась в приятном, ухоженном виде. В облагораживание также входят мероприятия, связанные с окультуриванием различных природных зон. Благодаря такому подходу можно надлежащим образом оформить территорию без нанесения какого-либо ущерба.
Серьезной проблемой при благоустройстве остается правовой статус некоторых земельных участков, строений. А если точнее сказать отсутствие собственника, либо не оформленное по закону право собственности. Всё это негативно сказывается на социально-экономическом развитии, в иных случаях, напряженной ситуации среди населения.
На территории сельских поселений есть жилые дома, частные, но в них никто не живет. Люди их закрыли и уехали, владельцев трудно найти, и побудить к уборке и благоустройству своих владений. Такие дома портят внешний вид сел, но и создают опасность пожаров, зарастая кустарниками и травой. Сельсовету следить за такими домами трудно, ведь бюджет на них не рассчитан. К тому же имеется ряд земельных участков, не закрепленных за юридическим или физическим лицом, следить и благоустраивать которые тоже необходимо.
Одной из центральных проблем благоустройства села остается отсутствие достаточных финансовых ресурсов. Все затронутые сферы программами по благоустройству требуют гораздо большего финансирования. Решение данных задач возможно с помощью софинансирования, привлечения федеральных средств, инвестирования. Надо создать льготные условия для тех, кто работает на селе и вкладывает в него средства.
Пассивность населения в сфере благоустройства присутствует, трудно людей сагитировать на проведение необходимых мероприятий. Да еще важно рассказать о значимости данных действий, о важности сохранения выполненной работы. Потому что, если мероприятия по благоустройству выполнены, а через неделю этого уже не видно, это напрасный труд.
Есть проблема в населенных пунктах по улицам без присмотра гуляют домашние животные (козы, коровы, кони). Поедают все, что им захочется из незагороженных насаждений, а так же иногда проникают в огороды и съедают там все посадки, что им вкуснее, портят стволы плодовых деревьев. Чтобы озеленить территорию около своего дома, жителям приходится сначала воздвигнуть забор, потом что-то посадить.
Бродячий скот остается актуальной проблемой, как для местного населения, так и для правоохранительных органов. Сломанные изгороди, вытоптанные посевы сельскохозяйственных культур, загрязненные улицы – это далеко не весь перечень результатов несанкционированного выпаса.
Получается, что некоторые недобросовестные владельцы домашних парнокопытных без особого труда содержат у себя подсобное хозяйство, но для других жителей это частенько выходит, как говорится, «боком». И надо сказать, что такая обеспокоенность пострадавших мало волнует собственников безнадзорных животных.
А между тем, за такое нарушение имеется наказание в виде административного штрафа.
Как бороться с бродячим скотом? Решить эту проблему под силу, наверное, только самим его владельцам. Понятно, что решение вопроса потребует вложений – и физических, и материальных. Отдавая свою корову в стадо, хозяину нужно взять на себя дополнительные хлопоты – вовремя проводить скотину к пастуху, вовремя встретить вечером. Да и плату за организованный выпас никто не отменял. Найти пастуха с конем, очень проблематично, за такой период времени, когда животные ходят так сказать «самопасом», загнать в стадо будет сложно.
Проблема безнадзорного выпаса крупного и мелкого скота начинается с наступлением весенне-летнего периода. Уважая труд и продукт владельцев скота, все же призываем их контролировать выпас животных, но пока все попытки безуспешны, до логического завершения это противостояние так никто и не довел.
Большеулуйский сельсовет в сезон выпаса животных принимает на работу рабочего по благоустройству, который занимается, в том числе, и выгоном скота из центра села, но это происходит в рабочее время, а вечером рогатые животные автономно разгуливают по дорогам, проникают в огороды, ломая изгороди, справляют естественные потребности, парки и стадионы становятся для животных импровизированными пастбищами.
Запрещается оставлять животных без надзора, осуществлять выпас на улицах и других, не предназначенных для этих целей местах, допускать потраву цветников и посевов культур. Не допускается передвижение животных без сопровождения владельца или пастуха. Выпас скота и птицы на территориях улиц в полосе отвода автомобильных и железных дорог, скверов, в рекреационных зонах поселения запрещается.
Согласно части 1 статьи 18 Закона РФ «О ветеринарии», которая говорит об обязанностях организаций и граждан — владельцев животных и производителей продуктов животноводства, то ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы.
Приобретая частную собственность, мы получаем на нее не только права, но и обязанности - это общеизвестный факт. Однако не каждый собственник знает, что территория за забором частного дома требует повышенного внимания от хозяина, несмотря на то, что не принадлежит собственнику по праву.
Пользоваться землей, строить на ней дома и прочие сооружения мы можем только при соблюдении градостроительных норм и правил. Существуют законные требования к этажности индивидуальных домов на участке, к их максимальному размеру, есть нормативы, касающиеся расположения строений относительно забора, требования к виду и высоте заборов, к высаживанию растений по периметру. Помимо соблюдения правил внутри своего участка, каждый собственник несет ответственность за ту территорию, которая прилегает к забору.
Если ваш земельный участок граничит с соседями, здесь все понятно – ваши частные наделы разделены между собой, ограждены и каждый следит за своей территорией. Но хотя бы, с одной стороны, к каждому участку есть подъезд и подход, иначе им бы невозможно было пользоваться.
Если это общественные земли, тогда право ими пользоваться имеет неограниченный круг лиц. При этом, пользование общественным имуществом предполагает соблюдение действующих законных норм.
Собственник, наряду со всеми другими лицами также имеет право пользоваться этими землями по закону. Но огораживать их или иным способом препятствовать использованию собственник не имеет права.
Межевой план земельного участка говорит нам о том, где проходят его границы документально. Собственники индивидуальных жилых и садовых домов должны следить не только за тем, что и как они строят и располагают на своем участке, но и за прилегающей территорией к забору частного дома. Это прямо предписано законами федерального уровня.
Территория за забором частного дома – это прилегающая территория, границы которой определяются правилами благоустройства, принятыми сельскими поселениями. Эти земли могут быть территорией общего пользования, и находится в собственности муниципального образования, или принадлежать юридическому лицу (например, быть собственностью всех членов СНТ).
Собственник обязан следить за придомовой территорией за забором частного дома, несмотря на то, что эта территория ему вовсе не принадлежит, а является законной собственностью муниципалитета. Юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок, запрещается:
складировать у киосков, палаток, павильонов мелкорозничной торговли и магазинов упаковочную тару, мусор и запас товаров;
разводить открытый огонь в не установленных для этих целей местах;
складировать и хранить более двух месяцев дрова, обрезки лесопиления, строительные материалы в местах, не предназначенных для этих целей, в том числе на землях общего пользования;
складировать и хранить транспортные средства (за исключением исправных легковых автомобилей), прицепные, навесные агрегаты, сельхозмашины, металлические и железобетонные изделия, металлолом, в местах, не предназначенных для этих целей, в том числе на землях общего пользования;
самовольно размещать объявления, афиши, плакаты, графические изображения, иные информационные материалы на объектах благоустройства, а также наносить надписи на объекты благоустройства.
В нашем районе особое внимание всегда уделялось благоустройству сел. Важность данной сферы для самих жителей играет огромную роль, ведь каждому из нас хотелось бы видеть место своего жительства в благоустроенном состоянии. Ежегодно Большеулуйский район участвует в грантах, в целях привлечения денежных средств, для благоустройства территорий, улучшения инфраструктуры района.
В рамках программы благоустройства в 2023 году на общую сумму 19 161 486,11 руб. выполнены мероприятия в разрезе сельсоветов:
Большеулуйский сельсовет – 9 843 412,86 руб.
1. Обслуживание и текущий ремонт уличного освещения:
- обслуживается и содержится в рабочем состоянии 660 светильников (все светильники светодиодные, работают в автоматическом режиме).
- произведен монтаж нового освещения в д. Красный Луг до автобусной остановки и пер. Горный в с. Большой Улуй (6 опор ,9 светильников).
2. Содержание улично-дорожной сети населенных пунктов: (протяженность улично-дорожной сети 46,6км)
в соответствии с погодными условиями проводились следующие виды работ по содержании улично -дорожной сети:
- грейдерование, подметание, очистка от снега, посыпка противогололедным материалом, укладка труб в водосточные кюветы, очистка водосточных кюветов и прокладывание новых, очистка пешеходных дорожек от снега и наледи, очистка остановочных павильонов от снега и травянистой растительности, нанесение дорожной разметки, замена и ремонт дорожных знаков;
- нарезка дорожного полотна с отсыпкой щебнем в с. Б-Улуй (пер. Юности, пер. Береговой, пер. Новый, ул. Революции).
- ямочный ремонт дорожного полотна в с. Б-Улуй;
-текущий ремонт дорожного полотна ул. Советская (за счет средств краевого бюджета - 2 547 284,40 рублей.
3. Обеспечение содержания мест захоронения:
- оплата подрядной организации работ по содержанию мест захоронения;
-нарезка отсыпка дорожек на новом кладбище в с. Б-Улуй;
-благоустройство кладбища в д .Климовка общ. Сумма- 999 740,00 руб., кр.бюд- 949 740,00 м. бюд- 50 000 рублей;
-благоустройство захоронения сержанта РА Лукьянова С.И. общ сумма -71 570,00 руб., фед.бюд- 45 722,93 руб.,кр.бюд - 18 677,07 руб., мест. бюд. - 7 170,00 руб.;
Прочие мероприятия по благоустройству:
- благоустройство сквера им. Старшего лейтенанта милиции Игоря Анатольевича Десненко по программе поддержке местных инициатив общ.сумма - 2 548 307,16 руб., кр.бюд- 1 997 873,00 руб., юридические лица- 178 381,5 руб., физические лица (население) -76 449,22 руб., мест.бюд. - 295 603,44 руб.;
- организация сбора и вывоза ТКО с общественных территорий населенных пунктов сельсовета;
- изготовление и ремонт контейнеров ТКО, устройство площадок для контейнеров ТКО;
- обеспечение санитарного благополучия в местах несанкционированных свалок;
- погрузка и вывоз мусора с общественных территорий (месячник по благоустройству);
- установка и демонтаж необходимых конструкций для проведения культурно-массовых мероприятий (новогодние ели, крещенская купель);
- проведение конкурсов по благоустройству летом и зимой «Новогоднее волшебство»;
- проведение конкурса «Инициатива жителей - красивое село!»
- удаление опасных деревьев (по заявлениям жителей, в парке, на погосте);
- уничтожение дикорастущей конопли;
- проведение субботника (уборка и вывоз мусора), участие всех организаций и активных жителей;
- проведение субботника на погосте (привлечение жителей);
- очистка береговой линии рек «Чулым» и «Б-Улуй» в рамках всероссийской акции «Вода России»;
- проведение субботника «Чистый берег» на береговой линии реки Чулым (от паромной переправы до устья реки Улуйка);
- проведение субботника на территории общественного пространства «Берег Мечты»;
- участие во всероссийской акции «Сохраним лес».
Кытатский – 1 683 953,52 руб.
-уличное освещение и его содержание,
вывоз ТБО,
благоустройство населенных пунктов,
ликвидация несанкционированной свалки на общую сумму – 200 000 руб.,
обустройство детской площадки «Детская радость» в рамках программы поддержки местных инициатив в п. Кытат (общ. сумма – 594 116,06, в т.ч. 504 116,0 краевой бюджет, 60 000- местный бюджет, 30 000 – инициативные платежи)
- замена 9 –ти ламп уличного освещения на светодиодные светильники, на общую сумму – 36 000 руб.
- проведено 2 общепоселковых субботника, в которых приняли участие 45 человек;
Бычковский – 1 010 716,18 руб.
- уличное освещение и его содержание
- проведено 5 субботников по уборке сухой растительности, 2 субботника по уборке территории и ремонту ограждения кладбища, силами работников, принятых на общественные работы и МУП «Заречья» проведены работы по скашиванию травы в населенных пунктах.
- ремонт дороги протяженностью 180 м. в с. Бычки ул. Совхозная, на сумму 522 877,79 руб.:
Сучковский – 2 248 891,44 руб.
- уличное освещение и его содержание,
вывоз ТБО, благоустройство территорий населенных пунктов,
-ликвидация несанкционированной свалки в д. Секретарка, на общ. сумму – 623 200 руб, объемом 306,2 м3,
- содержание мест захоронений,
- благоустройство детской площадки по программе ППМИ в д. Симоново, на общ. сумму – 503 272,30 руб.:
- ремонт автомобильной дороги в д. Секретарка, ул. Набережная, протяженностью – 270 м, на общ. сумму 713 347,91 руб.
- проведено 3 субботника по благоустройству территории, приняло участие 15 человек.
Новоникольский – 339 732,60 руб.
-уличное освещение и его содержание, содержание мест захоронений;
Бобровский – 945 419,88 руб.
- уличное освещение и его содержание,
вывоз ТБО,
ликвидирована одна несанкционированная свалка в с. Бобровка общей площадью 2 га, на сумму 141 000,0 руб.
- проведено 2 субботника, участвовало 52 человека.
- силами работников сельсовета проведен ремонт подсобного здания около водонапорной башни в с. Бобровка
- ремонт дороги в п. Таежка, ул. Центральная, протяженностью 130 м., на общую сумму – 546 645,55 руб.;
Новоеловский – 3 088 505,36 руб.
- уличное освещение (заменено 35 шт. на сумму 85 500 руб.) и его содержание, вывоз ТБО,
- ликвидация несанкционированных свалок 148,5м3, на общую сумму 297 000 руб.,
- содержание обелисков и братских могил,
- благоустройство детской площадки «Дворик детства» в с. Новая Еловка по программе ППМИ, на общую сумму – 805 000, в т.ч. КБ – 684 250 МБ 40 250, ЮЛ -40 250, жители – 40 250.
- ремонт дороги в с Новая Еловка, по ул. Рабочая, протяженностью 90 м., на общую сумму 613 670,47 руб.
- провели 4 субботника, участвовало 138 человек;
Березовский – 1 774 950,18 руб.
- уличное освещение и его содержание (замена ламп уличного освещения на общую сумму – 164 000 руб, замена светильников на энергосберегающие, работа в этом направлении завершается),
- вывоз ТБО,
содержание мест захоронения,
содержание обелисков и братских могил, объектов муниципальной собственности,
- по программе ППМИ выполнено «Благоустройство места памяти воинов – земляков, погибших в годы ВОВ 1941-1945гг» в с. Березовка, освоено 934 111,50, в т.ч. КБ -691 242, МБ – 102 869,50, жители – 140 000)
- проведено скашивание травы и сухой растительности, в т.ч. дикорастущей конопли и повелики европейской, во всех населенных пунктах. Работы выполнялись как вручную и бензокосами, силами рабочих, привлекаемых к общественным и исправительным работам, на сумму 294 500 руб., так и трактором МТЗ 82,1, на сумму 47 250 руб.
- на территории сельсовета было проведено 7 субботников по благоустройству населенных пунктов, число участников – 105 человек.
- проведен частичный текущий ремонт тротуара в д. Елга,
- обустройство дорог в д. Новоселы, установка дорожных знаков на сумму 107 000 руб.;
Удачинский – 964 947,81 руб.
- уличное освещение и его содержание (в д. Карабановка заменено 10 светильников на энергосберегающие, на сумму 7 500 руб),
- вывоз ТБО,
- содержание мест захоронений (огораживание памятника погибшим в ВОВ, замена старого деревянного на металлический, на сумму 385 000 руб.).
- проведено 2 субботника по уборке кладбищ в с. Удачное, в д. Михайловка, также проведен субботник в молебном доме (побелка внутри помещения, побелка забора, окрашивание окон).
- 5 субботников по очистке территорий от сухой растительности и мусора.
На каждом субботнике присутствовало от 10 до 13 человек.
Проблема мусора – самая актуальная проблема в мире. Для создания комфортных условий жизнедеятельности, в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 513-п в 2023 году бюджету Большеулуйского района предоставлены иные межбюджетные трансферты:
- на приобретение контейнерного оборудования на сумму 1 260 000 руб.
- на обустройство контейнерных площадок - 3 240 000 руб.
После проведения торгов заключены контракты:
- на приобретение контейнерного оборудования в количестве 91 контейнера, на сумму 828 541,75, в т.ч. сумма МБ -15 825,15 руб., в разрезе сельсоветов:
- Новоникольский - 29;
- Кытатский – 25;
- Новоеловский - 20;
- Березовский – 11;
- Сучковский - 6.
- на обустройство контейнерных площадок, в количестве 69 шт., на общую сумму 2 428 538 руб., в т.ч., средства МБ – 47 113,65 руб., в разрезе сельсоветов:
- Большеулуйский - 17;
- Сучковский – 20;
- Новоеловский - 26;
- Березовский – 6.
Немного информация о правилах обращения с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что «Твердые коммунальные отходы (ТКО) — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд».
Таким образом, ТКО — это повседневный бытовой мусор, который необходимо складировать в специализированные контейнеры, установленные на площадках накопления отходов, либо используемые для индивидуального накопления. Правила обращения с ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156, согласно данных правил, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах или на контейнерных площадках. Помимо ТКО на площадках накопления отходов возможно складирование крупногабаритных отходов (КГО), которые должны складироваться в отдельные бункеры, либо на площадке, исключая смешивание с иными ТКО. Установлено, что «КГО — это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах». И ТКО, и КГО подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. При этом стоит напомнить, что строительные отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (арматура, бетон, кирпичи и т.п.) в тариф не включены и не входят в зону ответственности регионального оператора. Для вывоза строительных отходов собственник обязан заключать отдельный договор с региональным оператором. Также вывозу региональным оператором подлежит и зола, образуемая в индивидуальных жилых домах, оборудованных печным отоплением, высыпать ее возле индивидуальных жилых домов, на проезжую часть дороги, тротуары запрещено. При этом согласно п.81 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, установлено, что зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть залиты водой и удалены в специально отведенное для них место. Запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку золы, повредить мусоровозы или нарушить режим работы объектов размещения отходов. При складировании отходов исходите из того, что можно, а что нельзя выносить на площадку накопления отходов:
Что МОЖНО выбрасывать в контейнеры для ТКО:
- Отходы, которые образуются в жилых помещениях и у юридических лиц в процессе потребления физическими лицами, например: бумажные, пластиковые, стеклянные, металлические и другие материалы; пищевые отходы, которые образуются при приготовлении пищи; старую одежду и обувь.
- Крупногабаритные отходы (КГО) — мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др., размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
КГО вывозят спецтранспортом по отдельному графику, а размещать их нужно в специальном контейнере или на площадке для КГО, либо просто рядом с контейнерной площадкой.
Что НЕЛЬЗЯ выбрасывать в контейнеры для ТКО:
- Строительный мусор — битый кирпич, отходы бетона, отходы от сноса стен, разборки крыш, опор и оснований, железобетона. Спилы деревьев, ветки и листву.
- Отходы 1 — Ш классов опасности (автопокрышки, ртутные термометры, аккумуляторы, масла, щелочи, кислоты, гальванические элементы, остатки рафинирования нефтесодержащих отходов, свинцовые опилки, кислые смолы, дизтопливо, навоз, помет и другие органические вещества, образующиеся в результате содержания сельскохозяйственных животных).
- Горячую золу, образуемую физическими лицами в результате эксплуатации печек и котельного оборудования.
За нарушение правил обращения с отходами, создание несанкционированных свалок, в том числе в местах накопления отходов гражданам грозит штраф до 5 тыс. рублей, юридическим лицам до 400 тыс. руб. При соблюдении правил обращения с отходами территория нашего района будет чище.
В завершение хотелось бы подчеркнуть, что работа администрации поселения – это в первую очередь забота о людях, где вопросы благоустройства территорий заслуживают особого внимания. Как житель нашего района, и от администрации района, выражаю огромную благодарность Главам, администрациям сельских поселений, которые участвуют во всевозможных конкурсах, программах, привлекают дополнительные денежные средства, как на благоустройство территорий, где устанавливаются детские площадки, высаживаются деревья, разбиваются цветники, облагораживаются места отдыха, так и на ремонт коммунальной инфраструктуры. Понятно, что это дополнительная нагрузка, творческая работа, приходится заниматься данной работой, так сказать в неурочное время, но когда виден результат своей работы, наверное, получаешь удовлетворение от сделанной работы.